Новые квалификационные требования по направлению «бухгалтерский учёт»

By 19.01.2020 27 января, 2020 Новости

Прошедший, 2019 год, был насыщен новыми законодательными актами, связанными с формированием национальной системы профессиональных квалификаций. Минтруд России утвердил новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Новый документ применяется с 06.04.2019. Прежний профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н, утратил силу.

Прежний профстандарт предусматривал только два уровня квалификации бухгалтера – пятый (рядовой бухгалтер) и шестой уровень (главный бухгалтер). Новый стандарт вводит новые уровни квалификации – седьмой и восьмой. От уровня квалификации зависит перечень возможных трудовых функций, возложенных на бухгалтера.

Рассмотрим трудовые функции и требования к бухгалтерам в соответствии с внесёнными уровнями квалификаций.

Уровень 7 – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, имеющей обособленные подразделения.

Позволяет: организовать ведение бухгалтерского учета в организациях, имеющих обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы); организовать составление и представление бухгалтерской отчетности организаций, имеющих обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы).

Должности: главный бухгалтер; начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета.

 

Образование: высшее – магистратура или специалитет; высшее (непрофильное) – магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки.

 

Опыт работы: не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

 

Трудовые функции: организация ведения бухучета в организациях, имеющих обособленные подразделения; организация составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, имеющих обособленные подразделения.

Уровень 8составление и представление консолидированной отчетности, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (на условиях аутсорсинга).


Позволяет:  управлять процессом методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности группы организаций; управлять процессом составления и представления консолидированной финансовой отчетности; оказывать организациям услуги по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; планировать, организовывать и осуществлять текущее управление деятельностью, связанной с оказанием услуг по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, налоговых расчетов и деклараций; осуществлять консультации в области бухгалтерского и налогового учета, а также в смежных областях, включая области внутреннего контроля и финансового анализа.

Должности при составлении и представлении консолидированной отчетности: главный бухгалтер; начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета; начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности;

 

Должности при оказании услуг по ведению бухучета, включая составление отчетности: директор по операционному управлению; директор по бухгалтерскому аутсорсингу; коммерческий директор; директор по развитию бизнеса.

 

Образование: высшее – магистратура или специалитет; высшее (непрофильное) – магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки.

 

Опыт работы: не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухучета, составлением отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях); не менее 3 лет из последних 5 календарных лет (в том числе на руководящих должностях) при наличии высшего образования в области экономики по направлению (профилю), специализации – бухучет и/или аудит.

Особые требования к главным бухгалтерам

Если прежний профстандарт не требовал от бухгалтера переобучения в процессе работы, то по новым правилам он должен проходить обучение по программам повышения квалификации не реже раза в 3 года.

Учиться придется не менее 120 часов (не менее 20 часов в течение года). Проходить обучение следует в соответствующих учебных заведениях и учебных центрах, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности и соответствующую аккредитацию. Наличие лицензии позволяет учебному заведению выдавать документы (дипломы, сертификаты и т.д.), подтверждающие факт прохождения обучения по повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Это касается бухгалтеров, должности которых соответствуют шестому, седьмому и восьмому уровням квалификации.

Кроме того, главный бухгалтер некоторых организаций (ОАО, за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний ПИФ, централизованных бухгалтерий, осуществляющих бухучет в организациях госсектора и др., должен:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, но не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Такие требования дублируются в профстандарте из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особые требования предъявляются и к бухгалтерам, работающим на аутсорсе. Они должны иметь высшее образование и опыт работы не менее 3 лет (а в некоторых случаях – 5).

Напомним, что профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией в данном случае подразумевается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.

Однако несмотря на то, что зачастую требования профстандарта являются обязательными для работодателя и работника, несоответствие работника требованиям, закрепленным в профстандарте, не является законным основанием для его увольнения.

Сейчас открыт набор на программу профессиональной переподготовки «Бухгалтерский учет» группа начнет свою работу с 16 марта 2020 года. В лучших традициях системы бизнес-образования Эконома на первое занятие приглашаются все желающие, бесплатно. Так как количество мест ограничено, вам необходимо забронировать себе место по телефону: 8–800–200–27–53.  Торопитесь, не всегда есть возможность получить диплом, подтверждающий вашу квалификацию в базовом экономическом вузе.

Мы ждем вас по адресу:

Учебно-методический центр бухгалтерского учета и финансов факультета дополнительного профессионального образования Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В.Плеханова

г. Саратов, ул. Радищева, 89, корпус 3, каб. 333

тел. 8–800–200–27–53; 8 (8452) 211-803

e-mail: fdpo_umc@ssea.runnet.ru